Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Пермского краевого суда от 25.08.2015 по делу N 3-117/2015 <О признании недействующим Постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 03.12.2014 N 253-т " в части установления тарифа потребителям>



ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 августа 2015 г. по делу № 3-117/2015

Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Филатовой Е.С.
при секретаре Татарских К.И.,
с участием прокурора прокуратуры Пермского края Сысоевой М.А., представителей заявителя Григорьевой Г.А., Пермякова Р.В., представителей РСТ Пермского края Бурылова М.Н., Кадыровой Я.И., представителя ООО "***" Малковой И.В., действующих на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Акционерного общества "***" о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 03.12.2014 № 253-т "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью "***" (город Пермь)" в редакции постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 19.12.2014 № 395-т в части,

установил:

Акционерное общество "Пермская ***" (далее АО "***") обратилось в Пермский краевой суд с заявлением о признании недействующим с момента принятия постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 03.12.2014 № 253-т "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью "***" (город Пермь)" в части определения тарифа для потребителей (Приложение № 2) в редакции постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 19.12.2014 № 395-т, как несоответствующего Основам ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения".
Заявление согласно уточненным требованиям (л.д. 221, 222 т. 1) мотивировано тем, что в состав тарифа необоснованно включены сумма 1983000 рублей амортизационных отчислений и 988900 рублей затрат на подготовку к отопительному сезону. Имеющиеся в тарифном деле документы не позволяют сделать вывод об экономической обоснованности тарифов в этой части. Стоимость приобретения имущества достоверными документами не подтверждена, достоверная информация о перечне основных средств, участвующих в производственной деятельности, о сроке их полезного использования в материалах тарифного дела, документы, подтверждающие фактически понесенные затраты на подготовку к отопительному сезону, отсутствуют.
В судебном заседании представители АО "***" Григорьева Г.А., Пермяков Р.В. на удовлетворении требований настаивали.
Представители РСТ Пермского края Бурылов М.Н., Кадырова Я.И. с заявленными требованиями не согласились частично по доводам, изложенным в письменном отзыве, подготовленном с учетом уточненных требований (л.д. 235-237 т. 1), в части доводов о необоснованности суммы амортизационных отчислений признали, что основные средства ошибочно были отнесены к 4 группе.
Представитель ООО "***" Малкова И.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, представила письменный отзыв.
Привлеченная в качестве заинтересованного лица Федеральная служба по тарифам представила отзыв по первоначально заявленным требованиям (л.д. 199-201), определением от 25.08.2015 произведена замена на правопреемника Федеральную антимонопольную службу, ранее привлеченную к участию по делу в качестве заинтересованного лица. Позиция по делу Федеральной антимонопольной службой не выражена.
Заслушав пояснения участников по делу, исследовав материалы дела, с учетом заключения прокурора Сысоевой М.А. об удовлетворении заявленных требований, суд пришел к следующему.
03.12.2014 Региональной службой по тарифам Пермского края принято постановление № 253-т "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью "***" (город Пермь)", которым определены долгосрочные параметры регулирования деятельности указанного юридического лица для формирования тарифов на тепловую энергию с использованием метода индексации согласно приложению 1, установлены тарифы согласно приложению 2, определен срок действия тарифов с 01.01.2015 по 31.12.2017.
Постановление опубликовано в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", № 50, 19.12.2014, и вступило в силу через 10 дней после дня официального опубликования.
Указанным постановлением с учетом редакции приложения 2 в соответствии с постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края № 395-т от 19.12.2014 установлены и введены в действие тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающей организацией ООО "***" (котельная по адресу: ****) для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения тепловой энергии, со следующей календарной разбивкой: с 01.01.2015 по 30.06.2015 - 1615,00 руб./Гкал, с 01.07.2015 по 31.12.2015 - 1742,08 руб./Гкал, с 01.01.2016 по 30.06.2016 - 1742,08 руб./Гкал, с 01.07.2016 по 31.12.2016 - 1804,37 руб./Гкал, с 01.01.2017 по 30.06.2017 - 1804,37 руб./Гкал, с 01.07.2017 по 31.12.2017 - 1852,95 руб./Гкал. Установленные тарифы приведены в оспариваемой АО "***", являющимся потребителем, части.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", статья 8 которого предусматривает несколько видов цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, подлежащих регулированию, включая тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
В соответствии с ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 5, ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ установление тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, является полномочием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
Региональная энергетическая комиссия Пермского края согласно п.п. 1.1, 3.3.1.1 Положения о Региональной службе по тарифам Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 05.08.2013 № 1057-п, Региональная служба по тарифам Пермского края является исполнительным органом государственной власти Пермского края, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), предельных индексов в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, регулирование и утверждение которых возложено на субъект Российской Федерации и определено Правительством Пермского края.
Таким образом, оспариваемое заявителями постановление Региональной службой по тарифам Пермского края принято полномочным органом в пределах компетенции субъекта Российской Федерации.
Согласно 3 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются, в частности, соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала; обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения; обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами.
Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) кроме приведенного Федерального закона осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым, в том числе, утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э (далее - Методические указания).
В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ) одним из методов регулирования тарифов является метод индексации установленных тарифов.
Порядок применения метода индексации установленных тарифов урегулирован положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, в соответствии с п. 71 которых при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и прибыль регулируемой организации.
Согласно п. 73 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 57-66 настоящего документа с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом. Величина операционных расходов определяется в соответствии с пунктами 58-60 настоящего документа и включает также другие расходы, осуществляемые за счет прибыли регулируемой организации... Величина неподконтрольных расходов определяется в соответствии с пунктом 62 настоящего документа и включает величину амортизации основных средств и расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним.
Операционные расходы включают в себя: расходы на приобретение сырья и материалов; расходы на ремонт основных средств; расходы на оплату труда; расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями; расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг, услуг по стратегическому управлению организацией и других работ, и услуг; расходы на служебные командировки; расходы на обучение персонала; лизинговый платеж, арендную плату с учетом особенностей, предусмотренных настоящим документом; определяемые в соответствии с методическими указаниями другие расходы, не относящиеся к неподконтрольным расходам, за исключением амортизации основных средств и нематериальных активов и расходов на погашение и обслуживание заемных средств (п. 58 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения).
Как следует из материалов дела ООО "***" в Региональную службу по тарифам Пермского края были представлены перечень работ по подготовке котельной к отопительному сезону 2014-2015 г.г., смета (перенос теплосети), смета (подготовка котельной к отопительному сезону 2014-2015 г.г., смета (утепление теплотрассы). Всего заявлены работы на 6744,01 тыс. рублей. По решению Региональной службы по тарифам Пермского края учтена лишь часть ремонтных работ по подготовке теплотрассы к отопительному периоду в следующем размере - 1166,852 тыс. рублей за вычетом средств на оплату труда 396,247 тыс. рублей в связи с проведением ремонта хозяйственным способом, то есть всего 988,85 тыс. рублей. Остальные расходы учтены в последующие годы долгосрочного периода регулирования. Доводы настоящего заявления в этой части не могут быть приняты в основание для признания оспариваемого постановления недействующим, поскольку сводятся к иной оценке представленных документов, равно как доводы об отсутствии документов, подтверждающих первоначальную стоимость основных средств.
Вместе с тем, заслуживают внимания доводы заявления об отсутствии экономической обоснованности затрат на амортизацию основных средств в части отнесения основных средств ООО "***" к соответствующей амортизационной группе.
В силу п. 73 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения величина амортизации основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в году, предшествующем долгосрочному периоду регулирования, в соответствии с методическими указаниями с учетом остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по данным бухгалтерского учета регулируемой организации.
Из материалов дела следует, что ООО "***" амортизационные отчисления заявило, а Региональная служба по тарифам Пермского края учла на сумму 1983,8 тыс. рублей. Из экспертного заключения следует, что амортизационные отчисления учтены в указанном размере в соответствии с балансовой стоимостью имущества и нормами амортизации в соответствии с Налоговым кодексом РФ на основании подтверждающих документов (ведомость амортизации, расчет амортизационных отчислений с нормами амортизации в соответствии с Налоговым кодексом ОФ, акты приема-передачи объектов основных средств).
Для расчета амортизационных отчислений общество указало производственное оборудование, срок полезного использования которого с даты введения в эксплуатацию не истек: комплекс теплотехнического оборудования (котел "Термотехник" ТТ 100 (2), дымовая труба (2), теплообменник ЭТРА (2), горелка газовая (2), система теплоснабжения в здании котельной.
Достаточные документы, характеризующие указанное оборудование, в материалах дела отсутствуют.
При этом ООО "***" в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1, указанное оборудование отнесено к пятой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше семи лет до 10 лет включительно).
Расчет амортизационных отчислений Региональной службой по тарифам Пермского края не представлен, ведущий специалист отдела регулирования коммунальной сферы Кадырова Я.И., участвовавшая в подготовке экспертного заключения по результатам экспертизы предложений об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ООО "***" (г. Пермь) на 2015-2017 годы, пояснила, что газовая горелка относится к четвертой амортизационной группе, а иное оборудование - к пятой амортизационной группе. При этом, все оборудование при расчете амортизационных отчислений ошибочно было отнесено к четвертой амортизационной группе - имущество со сроком полезного использования свыше пяти лет до семи лет включительно, исходя из указанного в инвентарных карточках срока полезного использования 84 месяца.
Тем самым орган регулирования неверно определил амортизационную группу заявленного имущества и занизил срок его полезного использования, то есть амортизационные отчисления по объектам имущества ООО "***" произведены с нарушением указанного выше классификатора, что повлекло установление экономически необоснованного тарифа для ООО "***" и, соответственно, нарушение интересов АО "***" как потребителя тепловой энергии.
При таких обстоятельствах постановление от 03.12.2014 № 253-т в оспариваемой части не может быть признано обоснованным.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку указанные тарифы действуют с 01.01.2015, оспариваемое постановление Службы по тарифам в части установления тарифов для потребителей подлежит признанию недействующим с указанной даты.
Руководствуясь ч. 2 ст. 253, ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Удовлетворить заявление Акционерного общества "Пермская контора материально-технического снабжения лесной промышленности", признать недействующим с 01.01.2015 постановление Региональной службы по тарифам Пермского края от 03.12.2014 № 253-т "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью "***" (город Пермь)" в редакции постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 19.12.2014 № 395-т в части установления тарифа потребителям.
Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения - 31 августа 2015 года.

Судья
Е.С.ФИЛАТОВА


------------------------------------------------------------------