Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Пермского краевого суда от 12.10.2015 по делу N 3-186-2015 <О признании недействующим приложения N 2 к Постановлению Региональной службы по тарифам Пермского края от 05.11.2014 N 194-в "О тарифах в сфере холодного водоснабжения общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис" ">



ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 октября 2015 г. по делу № 3-186-2015

Пермский краевой суд в составе
председательствующего судьи Няшина В.А.
при секретаре Н.,
с участием прокурора прокуратуры Пермского края Синевой А.М.
представителя ООО "***" Е.,
представителей Региональной службы по тарифам Пермского края К. и Б.,
рассмотрев 12 октября 2015 года в открытом судебном заседании в городе Перми дело по заявлению ООО "***" о признании недействующим приложения № 2 к Постановлению Региональной службы по тарифам Пермского края № 194-в от 05.11.2014 г. (в редакции Постановления № 15/1-в от 19.05.2015 г.) "О тарифах в сфере холодного водоснабжения общества с ограниченной ответственностью "***" (*** район),

установил:

Постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края № 194-в от 05.11.2014 г. были установлены и введены в действие тарифы на холодное водоснабжение для потребителей Октябрьского района Пермского края в период с 01.01.2015 г. по 31.12.2015 г. Согласно приложению № 2 к постановлению размер тарифов составил: для населения - 16,51 руб./м куб. (с 01.01.15 г. по 30.06.15 г.), 18,02 руб./м куб. (с 01.07.15 г. по 31.12.15 г.), для иных потребителей - 175,60 руб./м куб. (с 01.01.15 г. по 31.06.15 г.), 129,77 руб. м/куб. (с 01.07.15 г. по 31.12.15 г.).
19.05.2015 г. Региональной службой по тарифам Пермского края было принято Постановление № 15/1-в "О внесении изменений в Постановление РСТ ПК от 05.11.2014 г. № 194-в "О тарифах в сфере холодного водоснабжения ООО "***" (Октябрьский район), согласно которому в Постановление Региональной службы по тарифам Пермского края от 05.11.2014 г. № 194-в были внесены следующие изменения: приложение № 2 к постановлению изложено в новой редакции, категории потребителей "население", "иные потребители" были заменены на "потребители с объемом потребления воды свыше 1500 куб. м в год", "потребители с объемом потребления воды до 1500 куб. м. в год" соответственно, без изменения числовых значений тарифов. Данный нормативный документ был опубликован в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" № 20 от 25.05.2015 г.
ООО "***" обратилось в суд с заявлением о признании приложения № 2 к указанному Постановлению недействующим. В обоснование заявленных требований указало на то, что оспариваемые положения абзацев, не соответствуют Федеральному закону. Отметило, что в Октябрьском районе Пермского края расположено Алмазное ЛПУМГ - филиал ООО "***", которое оплачивает по установленным Постановлением тарифам холодное водоснабжение. Принятие данного Постановления стало причиной необоснованного роста расходов филиала на холодное водоснабжение, поскольку объем водопотребления филиала за 2014 г. составил менее 1500 куб. м. Обжалуемое постановление затрагивает права Общества в сфере предпринимательской деятельности, нарушает принципы равенства участников гражданских правоотношений и неприкосновенности собственности (ст. 1 ГК РФ), поскольку данным Постановлением установлена значительная необоснованная дифференциация тарифов (в 7-10 раз) для потребителей с объемом потребления воды до 1500 куб. метров в год и потребителей с объемом потребления воды свыше 1500 куб. метров. Кроме того, по мнению истца, в результате принятия данного нормативного документа отсутствует всякий смысл в экономии природных ресурсов (питьевой воды), поскольку если объем потребления воды превысит 1500 куб. м, в год, то Общество будет платить за потребленные ресурсы в 10 раз меньше.
В судебном заседании представитель ООО "***" Е. заявленные требования поддержал.
Представители Региональной службы по тарифам Пермского края просили отказать в удовлетворении заявления, указывая, что оспариваемые положения не противоречат федеральному законодательству.
Представитель заинтересованного лица К. и Б. просили отказать в удовлетворении заявления, указывая, что оспариваемые положения постановления не противоречат федеральному законодательству.
Представитель заинтересованного лица - ООО "***" Б1. - в предыдущем судебном заседании пояснил, что, по его мнению, исковые требования следует удовлетворить.
Заслушав объяснения представителей, заключение участвующего в деле прокурора, исследовав доказательства, суд приходит к выводу о том, что все заявленные требования подлежат удовлетворению.
При рассмотрении требований следует исходить из того, что правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с водоснабжением регламентируются Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" № 416-ФЗ от 07.12.2011 г., а также Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения"
Прежде всего, следует отметить, что при принятии оспариваемого постановления, в новой редакции, были допущены существенные нарушения установленной законом процедуры внесения изменений в ранее утвержденные тарифы в период их действия.
В соответствии с п. 34 основ ценообразования в области водоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406, при изменении тарифов в течение срока их действия по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, орган регулирования тарифов запрашивает у регулируемых организаций документы и материалы, указанные в пункте 16 настоящих Правил. Срок представления запрашиваемых документов и материалов указывается органом регулирования тарифов в запросе и не может быть менее 5 рабочих дней со дня поступления запроса в регулируемую организацию.
Однако, в данном случае, при изменении Региональной службой по тарифам Пермского края 19.05.2015 г., тарифов на холодное водоснабжение для потребителей Октябрьского района Пермского края в период с 01.01.2015 г. по 31.12.2015 г., которые были установлены и введены в действие Постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края № 194-в от 05.11.2014 г., данное требование закона было нарушено. Указанное нарушение является существенным, поскольку, как будет указано ниже, оно привело к изданию незаконного постановления.
Следует отметить, что на момент принятия Постановления № 15/1-в от 19.05.2015 г. в Пермском краевом суде рассматривалось дело № ** по иску Общества к Региональной службе по тарифам Пермского края о признании недействующим с даты принятия приложения № 2 к Постановлению РСТ ПК № 194-в от 05.11.14 г. В связи с принятием Постановления № 15/1-в от 19.05.2015 г. производство по делу № ** было прекращено по причине утраты силы оспариваемого нормативного правового акта. Судя по материалам дела, оспариваемое постановление, в редакции от 19.05.2015 г., было принято во время перерыва в судебном заседании, которое состоялось 19.05.2015 г., и по окончании перерыва, было представлено суду, после чего судом был решен вопрос о прекращении производства по делу. Из пояснений сторон явствует, что принятие оспариваемого постановления, в редакции от 19.05.2015 г., было обусловлено пониманием регулирующим органом незаконности подхода, примененного при утверждении тарифов на холодное водоснабжение для потребителей Октябрьского района Пермского края в период с 01.01.2015 г. по 31.12.2015 г., поскольку тогда тарифы были установлены для двух категорий потребителей - для населения и прочих потребителей.
В результате внесения в текст Постановления 19.05.2015 г. изменений вместо понятия "население" стало использоваться понятие "потребители с объемом потребления воды свыше 1500 куб. м в год", вместо понятия "иные потребители" - "потребители с объемом потребления воды до 1500 куб. м в год". Все остальные характеристики постановления, в том числе, размер тарифов, остались прежними.
Из пояснений представителей РСТ в судебном заседании явствует, что под "потребителями с объемом потребления воды свыше 1500 куб. м в год" следует понимать некоего группового или коллективного потребителя, то есть, фактически, все население муниципального района, как жителей многоквартирных, так и индивидуальных домов, которое, в совокупности, потребляет воду в объеме, превышающем 1500 куб. м в год.
Подобный подход к применению указанного термина противоречит положениям ст. 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" № 416-ФЗ от 07.12.2011 г., согласно которой, абонент - физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения. Понятие "коллективного абонента" законом не предусмотрено и не может быть предусмотрено, поскольку указанные договорные отношения носят сугубо индивидуальный характер, оформляются путем заключения соответствующего договора.
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает возможность установление тарифа в зависимости от объема потребления воды за определенный промежуток времени сразу несколькими абонентами, как это было сделано в данном случае. Очевидно, что являются, в принципе, несопоставимыми такие величины, как объем потребления воды несколькими абонентами (коллективным абонентом, населением) и отдельным абонентом.
Согласно ст. 32 "Методы и способы регулирования тарифов в сфере водоснабжения" Закона РФ "О водоснабжении и водоотведении" № 416-ФЗ от 07.12.11 г. расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки; тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения могут устанавливаться с календарной разбивкой и дифференцироваться, в том числе по системам водоснабжения, с учетом объемов потребления, соответствия качества питьевой воды установленным требованиям, и иных критериев, установленных Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения; при установлении для отдельных категорий потребителей льготных тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, регулирование которых осуществляется в соответствии с настоящим Законом, повышение тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения для других потребителей не допускается". Аналогичное положение установлено в п. 35 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 406, согласно которому "не допускается установление тарифов ниже экономически обоснованного уровня тарифов для одних категорий абонентов за счет установления тарифов выше экономически обоснованного уровня тарифов для других категорий абонентов".
По мнению суда, очевидно, что если регулирующий орган, в период действия тарифов, пришел к выводу о необходимости приведения их в соответствие с действующим законодательством, то есть, в данном случае, отказался от подхода, связанного с личностью потребителя воды, от того, относится ли он к категории населения, или к иным потребителям, и счел необходимым применить новый подход к определению размера тарифов в зависимости от объема потребления воды, ему следовало, выполнить требования п. 34 Основ ценообразования в области водоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406, и запросить у регулируемой организации ООО "***" документы и материалы, указанные в пункте 16 настоящих Правил. Необходимость этого обусловлена тем, что все расчеты и сведения, имеющие значение для определения регулирующим органом затрат предприятия на оказание услуг по водоснабжению и, соответственно, для определения размера тарифов, представленные ООО "***" в материалы тарифного дела в 2014 году до утверждения тарифов на 2015 год, основывались на подходе, связанном с определением размера тарифов в зависимости от личности потребителя воды (абонента), которые подразделялись на три категории (раздел 5 экспертного заключения), но не на объеме фактического потребления воды абонентами. Соответствующие пояснения были даны суду представителем ООО "***". В частности, такая базовая величина, как прибыль данного предприятия, непосредственным образом зависела не от того, какие объемы воды были потреблены абонентами, а от того, к какой группе абонентов они относятся и в каком размере оплачивают услуги по водоснабжению.
Какого-либо обоснования вывода о том, что при определении измененных тарифов можно было использовать старые данные, содержащиеся в тарифном деле, и о том, что в качестве критерия для определения размера тарифов, размер которых отличался более чем в десять раз, можно использовать объем потребления воды свыше 1500 куб. м в год, регулирующим органом суду не представлено.
По мнению суда, в результате издания оспариваемого постановления, были нарушены положения п. 35 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, согласно которому, не допускается установление тарифов ниже экономически обоснованного уровня тарифов для одних категорий абонентов за счет установления тарифов выше экономически обоснованного уровня тарифов для других категорий абонентов.
Как было отмечено выше, суду не представлено обоснование необходимости установления тарифов, размер которых настолько различен, как в данном случае, исходя из совершенно различных подходов к определению объема потребления воды за конкретный временной промежуток, когда, в одном случае, учитывается общий объем потребления всеми физическими лицами, с которыми у ООО "***" заключены прямые договоры на поставку воды, (владельцами частных домов, гражданами, проживающими в квартирах, то есть населением), а в другом - иными абонентами.
Если исходить из того, что под "потребителями с объемом потребления воды свыше 1500 куб. м в год", следует понимать не коллективного потребителя (население), а лишь отдельных потребителей, то такой подход также будет вступать в противоречие с тем очевидным обстоятельством, что в своих расчетах размера тарифов на 2015 год регулирующий орган руководствовался иными сведениями, представленными ООО "***". При этом, сведения о потребителях, потребляющих воду в таких количествах - свыше 1500 куб. м в год, в материалы тарифного дела не представлялись, в первоначальном экспертном заключении, составленном в октябре 2014 года, соответствующая информация также отсутствует. Представитель ООО "***" пояснил, что у предприятия имеется лишь один потребитель, потребляющий воду в количествах свыше 1500 куб. м в год. Таким образом, все остальные потребители, в том числе и физические лица, исходя из буквального толкования постановления, должны были быть отнесены к категории потребителей, оплачивающих поставки воды в максимальном размере, однако, как пояснил представитель ООО "***", указанное предприятие руководствуется рекомендациями регулирующего органа и начисляет всем абонентам - физическим лицам оплату, исходя из минимального тарифа, вне зависимости от фактического объема потребления ими воды.
Регулируемая организация определяла размер своих затрат на водоснабжение исходя из того, к какой группе потребителей относятся ее абоненты и, соответственно, какую валовую прибыль она получит после оплаты различными категориями абонентов поставленной им воды. Размер экономически обоснованных расходов ООО "***" при применении нового подхода к определению размера тарифов, зависящего от объема потребления воды, на момент изменения размера тарифов 19.05.2015 г., не определялся, соответствующая информация не запрашивалась.
Таким образом, перечисленные выше положения противоречат федеральному законодательству, что является основанием для признания оспариваемых норм недействующими, с момента вступления решения суда в законную силу. Определение такого момента признания оспариваемых норм недействующими обусловлено тем обстоятельством, что в период времени, предшествующий рассмотрению судом данного дела, указанные нормы применялись в правоотношениях, связанных с исполнением обязательств по договорам на водоснабжение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск удовлетворить. Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу приложение № 2 к Постановлению Региональной службы по тарифам Пермского края № 194-в от 05.11.2014 г. (в редакции Постановления Региональной службы по тарифам Пермского края № 15/1-в от 19.05.15 г.) "О тарифах в сфере холодного водоснабжения общества с ограниченной ответственностью "***" (Октябрьский район).
После вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении в течение месяца, после вступления решения в законную силу, должно быть опубликовано в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края".
Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения - 14 октября 2015 года.

Председательствующий
НЯШИН В.А.


------------------------------------------------------------------