Типы документов

Реклама

Партнеры

Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 12.05.2015 N СЭД-25-01.1-02-75 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Пермском крае на 2015-2017 годы"



МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ
ПЕРМСКОГО КРАЯ

ПРИКАЗ
от 12 мая 2015 г. № СЭД-25-01.1-02-75

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В ПЕРМСКОМ
КРАЕ НА 2015-2017 ГОДЫ"

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы", Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. № 1320-п "Об утверждении государственной программы "Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае", Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации" от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ приказываю:

1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Пермском крае на 2015-2017 годы".
2. Финансирование указанной Программы обеспечить за счет общего объема средств, предусмотренных государственной программой "Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 года № 1320-п, по подпрограмме 3 "Поддержка малых форм хозяйствования" в рамках основного мероприятия "Поддержка проектной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей, занимающихся сельскохозяйственным производством, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, потребительских обществ, малых сельскохозяйственных организаций".
3. Настоящий Приказ подлежит официальному опубликованию.
4. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Министр
И.П.ОГОРОДОВ





УТВЕРЖДЕНА
Приказом
Министерства сельского
хозяйства и продовольствия
Пермского края
от 12.05.2015 № СЭД-25-01.1-02-75

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
В ПЕРМСКОМ КРАЕ НА 2015-2017 ГОДЫ"

1. Паспорт Программы


Наименование Ведомственная целевая программа "Развитие
Программы сельскохозяйственной потребительской кооперации в
Пермском крае на 2015-2017 годы"

Основания Постановление Правительства Российской Федерации от
разработки 14 июля 2012 г. № 717 "О Государственной программе
Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
на 2013-2020 годы";
Постановление Правительства Пермского края от 3 октября
2013 г. № 1320-п "Об утверждении государственной
программы "Развитие сельского хозяйства и устойчивое
развитие сельских территорий в Пермском крае";
Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ "О
сельскохозяйственной кооперации"

Разработчик Министерство сельского хозяйства и продовольствия
Программы Пермского края

Ответственный Министерство сельского хозяйства и продовольствия
исполнитель Пермского края
Программы

Цель Развитие сельскохозяйственной кооперации как основного
Программы механизма повышения доходности и обеспечения доступа
сельскохозяйственных товаропроизводителей, малых форм
хозяйствования на селе и потребительских обществ к
рынкам реализации сельскохозяйственной продукции и
продовольствия, направленные на улучшение качества
жизни в сельской местности

Задачи Для достижения намеченной цели необходимо решить
Программы следующие задачи:
- создание механизмов стимулирования объединения
субъектов малых форм хозяйствования на селе в
сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
- создание и развитие сельскохозяйственных
потребительских кооперативов по переработке и
реализации сельскохозяйственной продукции, оказанию
услуг по снабжению и обеспечению деятельности субъектов
малых форм хозяйствования;
- формирование материально-технической базы
сельскохозяйственных потребительских кооперативов в
сфере заготовки, хранения и переработки, сбыта
сельскохозяйственной продукции;
- обеспечение доступности сельскохозяйственных
потребительских кооперативов к рынкам снабжения и
сбыта;
- обеспечение устойчивого развития сельскохозяйственных
потребительских кооперативов

Целевые - количество сельскохозяйственных потребительских
индикаторы кооперативов и потребительских обществ, развивающих
Программы свою материально-техническую базу;
- количество созданных постоянных рабочих мест

Участники - сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
Программы - крестьянские (фермерские) хозяйства;
- граждане, ведущие личное подсобное хозяйство;
- индивидуальные предприниматели, занятые
сельскохозяйственным производством;
- малые сельскохозяйственные организации;
- потребительские общества

Основные Комплекс мер, направленных на реализацию задач,
мероприятия включает следующие направления:
Программы 1. Предоставление сельскохозяйственным потребительским
кооперативам грантов на создание, расширение или
модернизацию материально-технической базы кооперативов,
включая строительство или модернизацию производственных
зданий, строений, помещений, цехов, оснащение
лабораторий производственного контроля качества и
безопасности выпускаемой (производимой,
перерабатываемой и т.д.) продукции и проведения
государственной ветсанэкспертизы (приобретение
оборудования для лабораторного анализа качества
сельскохозяйственной продукции) и приобретение
оборудования, предназначенного для заготовки, хранения,
переработки, сортировки, убоя, первичной переработки и
охлаждения мяса и птицы, подготовки к реализации,
погрузки, разгрузки, транспортировки
сельскохозяйственной продукции, приобретение
специализированного транспорта, фургонов, прицепов,
полуприцепов, вагонов, модулей, контейнеров для
перевозки сельскохозяйственной продукции (в том числе с
использованием лизинга).
2. Обеспечение доступности кредитного ресурса для
сельскохозяйственных потребительских кооперативов,
субсидирование части затрат на уплату процентов на цели
развития современной материально-технической базы для
хранения, транспортировки, переработки и реализации
сельскохозяйственной продукции и продуктов ее
переработки.
3. Субсидирование части затрат, связанных с реализацией
проектной деятельности сельскохозяйственными
потребительскими кооперативами.
4. Развитие инфраструктуры (рынки, ярмарки), улучшение
информационно-консультационного обслуживания и научного
обеспечения деятельности кооперативов.
5. Укрепление и развитие системы подготовки и
переподготовки кадров для сельскохозяйственных
потребительских кооперативов

Сроки и этапы Сроки: 2015-2017 годы.
реализации Программа не имеет разбивки на этапы.
Программы Мероприятия Программы реализуются на протяжении всего
срока ее реализации

Объемы и Общая потребность финансового обеспечения Программы
источники на 2015-2017 годы составит 521,9 млн. рублей, в том
финансирования числе 174,9 млн. рублей - из бюджета Пермского края
программных
мероприятий Источник 2015 2016 2017 Всего за
год год год 2015-2017 годы

бюджет Пермского 55,0 58,4 61,5 174,9
края

внебюджетные 110, 117,0 120,0 347,0
средства

всего 165,0 175,4 181,5 521,9


Ожидаемые - количество сельскохозяйственных потребительских
результаты кооперативов, реализовавших проекты развития своей
реализации материально-технической базы, составит не менее 19
Программы кооперативов к 2017 году;
- количество вновь созданных дополнительных рабочих
мест на территории сельской местности составит не менее
50 рабочих мест к 2017 году относительно 2014 года

Контроль Общее руководство и контроль реализации Программы
реализации осуществляет Министерство сельского хозяйства и
Программы продовольствия Пермского края.
Финансовый контроль использования средств бюджета
Пермского края, направленных на реализацию Программы,
осуществляется контролирующими органами в соответствии
с законодательством Пермского края


2. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена Программа

Основной проблемой, решаемой с помощью региональной программы создания и развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов, является обеспечение доступности малых форм хозяйствования к рынкам снабжения и сбыта, услугам по переработке продукции, кредитным услугам,
повышение качества жизни сельского населения за счет перевода широкого внедрения инноваций, позволяющего не только полностью обеспечить сельское население продовольствием собственного производства, повысить его занятость и доходы, но и превратить отечественных сельхозпроизводителей в главных поставщиков конкурентного продовольствия на региональные, национальные и мировые рынки.
2.1. Государственная политика в области поддержки сельскохозяйственной кооперации начала формироваться еще в конце 1990-х - начале 2000-х гг. с реализации отдельных мер поддержки на федеральном и региональном уровнях. Системная поддержка сельскохозяйственной потребительской кооперации началась в рамках реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 № 446. 2013 г. стал началом нового этапа государственной политики в сфере сельскохозяйственной потребительской кооперации, что связано, прежде всего, с принятием Первым Всероссийским съездом сельских кооперативов "Концепции развития потребительской кооперации в Российской Федерации до 2015 года".
2.2. Современная сельскохозяйственная кооперация включает в себя:
1) Все виды сельскохозяйственных кооперативов (производственные и потребительские) первого и последующих уровней.
2) Специализированные союзы сельскохозяйственных кооперативов: Ассоциацию крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России и Союз сельских кредитных кооперативов. Одним из методических центров сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации продолжает оставаться Фонд развития сельской кредитной кооперации.
3) Ревизионные союзы сельскохозяйственных кооперативов, членство в которых стало обязательным для всех сельскохозяйственных кооперативов и их союзов с 2007 г.
2.3. На территории Пермского края на 1 января 2015 года было зарегистрировано 47 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе 24 кредитных, 16 снабженческих и сбытовых, 7 перерабатывающих. Фактически работающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов - 35, в том числе 20 кредитных, 10 снабженческих и сбытовых, 5 перерабатывающих. Удельный вес работающих кооперативов составляет 74,5%.

Таблица 1

Информация
о количестве созданных сельскохозяйственных потребительских
кооперативов (СПоК) и удельном весе работающих по состоянию
на 01.01.2015



Количество СПоК, зарегистрированных на территории Пермского края, ед.
Из них: количество фактически работающих СПоК, ед.
Удельный вес работающих СПоК 1-го уровня, % (3 / 2 x 100)
Из них обновивших материально-производственную базу в 2014 году, ед.

1
2
3
4
5
1
Всего
47
35
74,5
0
в том числе:
x
x
x
x
2
кредитных
24
20
83,3
0
3
перерабатывающих
7
5
71,4
0
4
снабженческо-сбытовых
16
10
62,5
0

2.4. Между тем потенциальная социальная база для развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в Пермском крае остается достаточно широкой. По данным Территориального органа государственной статистики, осуществляют деятельность 552 крестьянских (фермерских) хозяйства, 448 индивидуальных предпринимателей (КФХ), более 300 тысяч личных подсобных хозяйств (ЛПХ). В совокупности данные субъекты малого предпринимательства представляют мощный сегмент аграрной структуры экономики региона, на который приходится более половины валового производства продукции сельского хозяйства.
2.5. Одним из основных мероприятий по направлению поддержки малых форм хозяйствования является "Софинансирование отдельных мероприятий муниципальных программ развития сельского хозяйства" с целью более активного вовлечения финансового и организационного ресурса муниципальных образований.
Механизмом реализации является предоставление субсидий иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Пермского края в целях софинансирования отдельных мероприятий муниципальных программ развития сельского хозяйства.
Мероприятие включает на условиях софинансирования с бюджетами муниципальных образований Пермского края обеспечение следующих мер государственной поддержки:
поддержка начинающих крестьянских (фермерских) хозяйств;
развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств.
За период 2012-2014 годов реализовано 210 проектов начинающих крестьянских (фермерских) хозяйств, создана и реконструирована 61 семейная животноводческая ферма, объем выплаченных грантов составил соответственно 197,06 млн. руб. и 168,2 млн. рублей. Получатели данного вида поддержки являются основными потенциальными членами сельскохозяйственных потребительских кооперативов и соответственно участниками Программы.
По категориям сельхозтоваропроизводителей продукция аграрного сектора в 2012 году распределилась следующим образом: 49,7% произведено хозяйствами населения, 47,7% - сельскохозяйственными организациями и 2,6% приходится на крестьянские (фермерские) хозяйства. Структурные изменения в объемах производимой сельскохозяйственной продукции по категориям хозяйств представлены в таблице 2.
За рассматриваемый период увеличилась доля продукции, производимой крестьянскими фермерскими хозяйствами. Данный сегмент демонстрирует более высокие темпы роста, что позволяет положительно оценивать выбранные формы государственной поддержки развития малых форм хозяйствования на селе.

Таблица 2

Структура
производства сельскохозяйственной продукции по категориям
хозяйств <*>

Показатели
2008 год
2009 год
2010 год
2011 год
2012 год
1
2
3
4
5
6
Сельскохозяйственные организации
52,5%
51,0%
49,8%
44,6%
47,7%
Хозяйства населения
46,0%
47,4%
48,6%
53,3%
49,7%
Крестьянские (фермерские) хозяйства
1,5%
1,5%
1,6%
2,0%
2,6%

В 2012 году произведено валовой продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в сумме 35,8 млрд. рублей, в том числе в хозяйствах населения и крестьянских (фермерских) хозяйствах 18,6 млрд. рублей. Удельный вес продукции малых формах хозяйствования составил 52,3%.

Таблица 3

Динамика валовой продукции сельского хозяйства

Наименование графы
2000 г.
2005 г.
2008 г.
2009 г.
2010 г.
2011 г.
2012 г.
Продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств, млн. руб.
14006,2
18126,9
26971,5
27351,7
30055,8
40556,3
35861,4
в том числе:







крестьянские (фермерские) хозяйства
173,8
236,1
409,5
424,5
493,3
822,7
917,3
хозяйства населения
8127,7
8215,1
12403,0
12968,5
14603,2
21631,3
17838,4
Удельный вес малых форм хозяйствования, %
59,3
46,6
47,5
49,0
50,2
55,4
52,3

В общем объеме производства картофеля доля ЛПХ и КФХ - 87,1%, овощей - 91,6%.

Таблица 4

Производство основных видов продукции растениеводства
(тысяч тонн)

Наименование графы
2000 г.
2005 г.
2008 г.
2009 г.
2010 г.
2011 г.
2012 г.
Все категории хозяйств:
Зерновые культуры (в весе после доработки)
563,7
465,8
436,4
450,7
330,8
444,2
321,6
Картофель
583,4
387,7
591,5
673
386,8
670,8
610,3
Овощи - всего
336,8
193,5
179,9
177,3
177
234,4
226,6
в т.ч. малые формы хозяйствования:
Зерновые культуры (в весе после доработки)
21,3
19,5
20,9
20,9
14,1
20
18,6
Картофель
558,1
365,9
547,9
599,9
346,9
579,6
531,8
Овощи - всего
305
169,6
160
163,6
165,1
205,9
207,6
Удельный вес, %
Зерновые культуры (в весе после доработки)
3,8
4,2
4,8
4,6
4,3
4,5
5,8
Картофель
95,7
94,4
92,6
89,1
89,7
86,4
87,1
Овощи - всего
90,6
87,6
88,9
92,3
93,3
87,8
91,6


2.5. Субъекты малых форм хозяйствования играют заметную роль в сельскохозяйственном производстве Пермского края, однако в последние годы поголовье скота в них сокращается. С 2000 года поголовье крупного рогатого скота сократилось на 50%, коров - на треть, свиней - 50%, овец и коз - 50%. Снижение поголовья скота повлияло на производство продукции животноводства в крае. Так, удельный вес молока, произведенного в малых формах хозяйствования, за данный период упал с 54% до 29%, производства мяса - с 43,5% до 27,3%.
2.6. Каждый в отдельности из субъектов малых форм хозяйствования производит сельскохозяйственную продукцию, как правило, в небольших объемах и в силу этого не способен выгодно для себя ее продать, эффективно использовать основные средства ввиду более высоких затрат на материально-техническое обеспечение производственной деятельности в расчете на единицу продукции (ресурса).
Кроме того, незначительные объемы производства сельскохозяйственной продукции объективно ограничивают степень доступности субъектов малых форм хозяйствования к рынкам снабжения и сбыта, позволяющим дешевле приобрести материально-технические ресурсы и дороже продать произведенную продукцию. Крупные торговые и снабженческие организации не хотят взаимодействовать с малыми формами хозяйствования из-за больших издержек. Такое положение приводит к сокращению объемов производства сельскохозяйственной продукции представителями малых форм хозяйствования, снижению эффективности ее производства, уменьшению занятости и доходов сельского населения.
Основные проблемы в развитии малых форм хозяйствования в настоящий момент связаны с организацией сбыта производимой населением продукции, отсутствием инфраструктуры - убойных пунктов, хранилищ, организованных ярмарок.
Также существенным фактором, негативно влияющим на функционирование КФХ и ЛПХ, является отсутствие инфраструктуры первичной переработки сельскохозяйственной продукции, инфраструктуры ее хранения и транспортировки.
Отсутствие достаточных финансовых ресурсов обусловливает использование фермерами и другими субъектами малых форм хозяйствования примитивных технологий, морально и физически устаревшей техники и ручного труда при производстве продукции, что снижает эффективность сельскохозяйственного производства и конкурентоспособность мелкотоварного сектора АПК.
Сельское население испытывает трудности в получении рыночной информации, консультационных услуг правового, экономического и технологического характера.
Как свидетельствует международный опыт, данные проблемы могут быть успешно решены через развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации. В условиях вступления в ВТО, ужесточения конкуренции на рынках продовольствия развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации становится необходимым фактором устойчивого развития сельских территорий, сохранения социальной стабильности на селе и экономического роста сельскохозяйственной отрасли в целом.
2.7. При достаточно высоком потенциальном уровне потребности в услугах сельскохозяйственных потребительских кооперативов разной специализации развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Пермском крае, как и стране в целом, остается очень слабым.
Можно выделить следующие факторы, сдерживающие развитие кооперации сельских товаропроизводителей:
- высокий уровень недоверия населения к любым создаваемым структурам, вследствие чего наблюдается инертность, нерешительность, нежелание вкладывать средства в какие бы то ни было проекты;
- отсутствие положительного опыта развития сельскохозяйственной потребительской кооперации;
- низкий уровень информированности сельских жителей о преимуществах сельскохозяйственной кооперации;
- недоступность банковских кредитов, слабое развитие систем оказания финансовых услуг сельскохозяйственным кооперативам;
- отсутствие квалифицированных управленческих кадров на селе и механизма их поиска, подготовки и закрепления;
- неразвитая система информационно-консультационного обслуживания малых форм хозяйствования и кооперативов;
- недостаточный уровень взаимодействия с органами государственной и муниципальной власти.
В силу указанных выше и других факторов назрела необходимость разработки программы развития сельскохозяйственной кооперации, осуществление которой способствовало бы облегчению доступа малых форм хозяйствования к рынкам сбыта готовой продукции, услугам по переработке сельскохозяйственной продукции, снабжению материально-техническими ресурсами, услугам по выполнению полевых и транспортных работ, капиталу, информации и т.д.
Реализация Программы будет способствовать более эффективному и быстрому достижению в Пермском крае основных целей государственной программы "Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1320-п.
Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Пермском крае призвано стимулировать развитие малых форм хозяйствования, создать условия для повышения доходов и занятости на селе, обеспечить комплексную переработку сельскохозяйственного сырья и организовать выпуск качественных продуктов местного производства, решить проблему сбыта продукции.

3. Основные цели и задачи Программы

3.1. Основной целью Программы является увеличение объемов производства и реализации сельскохозяйственной продукции, производимой субъектами малых форм хозяйствования на селе, за счет развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов разных видов.
3.2. Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить решение следующих задач:
- создание механизмов стимулирования объединения субъектов малых форм хозяйствования на селе в сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
- создание и развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов по переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг по снабжению и обеспечению деятельности субъектов малых форм хозяйствования;
- формирование материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в сфере заготовки, хранения и переработки, сбыта сельскохозяйственной продукции;
- обеспечение доступности сельскохозяйственных потребительских кооперативов к рынкам снабжения и сбыта;
- обеспечение устойчивого развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
- увеличение доли реально работающих кооперативов;
- повышение уровня занятости сельского населения на основе сохранения существующих и создания новых рабочих мест.
3.3. Основные принципы, которые необходимо учитывать при реализации Программы:
- наибольший эффект от реализации программных мероприятий достигается при концентрации ресурсов на ограниченной территории, где осуществлялись и осуществляются другие программы, обеспечивающие оптимальные условия для деятельности малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
- сельскохозяйственные потребительские кооперативы некоторых направлений, например, по переработке продукции, ремонту техники, могут обслуживать несколько муниципальных образований;
- эффективно действующие системы рыночной инфраструктуры поддержки и обслуживания малых форм хозяйствования должны быть сохранены и объемы оказания ими услуг малым формам хозяйствования, по возможности, расширены;
- ресурсы крупных сельскохозяйственных организаций и предпринимателей должны быть вовлечены в сферу обслуживания малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

4. Целевые индикаторы, ожидаемые результаты
и социально-экономическая эффективность Программы

4.1. Основными целевыми индикаторами выполнения Программы является реализация всех мероприятий в установленные сроки и с заданным результатом.
Планируемые значения данных показателей представлены в таблице 5.

Таблица 5

Целевые индикаторы Программы

№ п/п
Наименование целевого индикатора
Ед. изм.
2014 год, факт
Значение целевого индикатора по годам
Год достижения целевого значения индикатора
2015, план
2016, план
2017, план
1
Количество сельскохозяйственных кооперативов, реализовавших проекты развития своей материально-технической базы
ед.
-
5
7
7
2017
2
Количество вновь созданных дополнительных рабочих мест в сельских территориях
ед.
-
10
15
25
2017

4.2. Помимо достижения целевых индикаторов Программы в результате реализации программных мероприятий планируется:
- создать предпосылки для устойчивого развития потребительской кооперации на селе;
- получить опыт и отработать механизмы государственной поддержки сельскохозяйственной потребительской кооперации, сформировать достаточную правовую основу для развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
- решить проблему сбыта продукции, произведенной субъектами малых форм хозяйствования, за счет реализации продукции в рамках сельскохозяйственного рынка, сельскохозяйственных ярмарок;
- возложить на сельскохозяйственные потребительские кооперативы роль операторов по организации сельскохозяйственных ярмарок;
- создать убойные пункты в связи с вступлением в силу с 1 мая 2014 года технического регламента "О безопасности мяса и мясной продукции";
- укрепить и развить систему подготовки и переподготовки кадров для сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
- за счет того, что поддержка будет предоставляться только сельскохозяйственным кооперативам, присоединившимся к ревизионным союзам, будет достигнуто исполнение требований законодательства о сельскохозяйственной кооперации в части обязательного членства всех сельскохозяйственных кооперативов в ревизионных союзах. Это позволит осуществлять оперативный мониторинг развития сельскохозяйственной кооперации, проводить профилактику нарушений законодательства руководством кооперативов, организовывать на базе ревизионных союзов обучение и консультирование для руководства и членов кооперативов;
- повысить роль малых форм хозяйствования в обеспечении продовольственной безопасности края, в увеличении объемов производства товарной сельскохозяйственной продукции;
- повысить занятость и доходы сельского населения.

5. Перечень и описание программных мероприятий

Программой предусмотрен комплекс мероприятий государственной
поддержки развития сельскохозяйственной потребительской кооперации, который будет способствовать привлечению внебюджетных источников финансирования и обеспечит решение задач по обеспечению условий для создания и модернизации сельскохозяйственных потребительских кооперативов, которые занимаются заготовкой, транспортировкой, хранением и переработкой сельскохозяйственной продукции, произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями Пермского края.
5.1. Основным мероприятием Программы в соответствии с государственной программой "Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае" является:
- предоставление сельскохозяйственным потребительским кооперативам грантов на создание, расширение или модернизацию материально-технической базы кооперативов, включая строительство или модернизацию производственных зданий, строений, помещений, цехов, оснащение лабораторий производственного контроля качества и безопасности выпускаемой (производимой, перерабатываемой и т.д.) продукции и проведения государственной ветсанэкспертизы (приобретение оборудования для лабораторного анализа качества сельскохозяйственной продукции) и приобретение оборудования, предназначенного для заготовки, хранения, переработки, сортировки, убоя, первичной переработки и охлаждения мяса и птицы, подготовки к реализации, погрузки, разгрузки, транспортировки сельскохозяйственной продукции, приобретение специализированного транспорта, фургонов, прицепов, полуприцепов, вагонов, модулей, контейнеров для перевозки сельскохозяйственной продукции (в том числе с использованием лизинга).
Грант на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов - средства, передаваемые из бюджета Пермского края в неделимый фонд сельскохозяйственного потребительского кооператива на его счет, открытый в кредитной организации, для софинансирования его затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки, предусмотренных государственной программой "Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края 3 октября 2013 г. № 1320-п, в целях развития на территории Пермского края сельскохозяйственной потребительской кооперации, включая:
разработку проектной документации строительства, реконструкции или модернизации производственных зданий, строений, помещений, цехов, предназначенных для заготовки, хранения, подработки, переработки, сортировки, убоя, первичной переработки и охлаждения мяса и птицы, подготовки к реализации сельскохозяйственной продукции;
строительство, реконструкцию или модернизацию производственных объектов членов кооперативов по заготовке, хранению, подработке, переработке, сортировке, убою, первичной переработке и охлаждению мяса и птицы, подготовке к реализации сельскохозяйственной продукции, включая приобретение специальной техники для строительства и обслуживания членов кооперативов;
приобретение и монтаж оборудования и техники для производственных зданий, строений, помещений, цехов, оснащение лабораторий производственного контроля качества и безопасности выпускаемой (производимой, перерабатываемой и т.д.) продукции и проведения государственной ветсанэкспертизы (приобретение оборудования для лабораторного анализа качества сельскохозяйственной продукции), предназначенных для заготовки, хранения, подработки, переработки, сортировки, убоя, первичной переработки и охлаждения мяса и птицы, подготовки к реализации, погрузки, разгрузки сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки;
уплату части взносов (не более 8% от общей стоимости предметов лизинга) по договорам лизинга оборудования и технических средств для хранения, подработки, переработки, сортировки, убоя, первичной переработки и охлаждения мяса и птицы, подготовки к реализации, погрузки, разгрузки и транспортировки сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки;
приобретение грузовых, специальных и специализированных транспортных средств, прицепов, фургонов, полуприцепов, вагонов, модулей, контейнеров для обеспечения сохранности при перевозке и реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки.
5.2. Приоритетной для получения государственной поддержки в форме гранта является деятельность сельскохозяйственных кооперативов по сбору, приему, хранению, подработке, предпродажной подготовке, сортировке, переработке различной глубины, оптовой и розничной реализации:
- продукции мясного животноводства (включая убойные цеха, в том числе оборудование, необходимое для профилактики эпизоотических мероприятий),
- молока,
- картофеля и овощей.
Критерии и порядок отбора сельскохозяйственных потребительских кооперативов, имеющих право на получение субсидий и грантов, предусмотренных Программой, а также цели, условия, порядок их предоставления и порядок возврата в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении по соответствующему мероприятию, определяются нормативными правовыми актами Правительства Пермского края.
С целью построения в Пермском крае комплексной системы поддержки и развития сельскохозяйственной потребительской кооперации запланировано проведение следующих системных мероприятий.
5.3. В комплекс мероприятий также включены мероприятия по:
- обеспечению доступности кредитного ресурса для сельскохозяйственных потребительских кооперативов путем субсидирования части затрат на уплату процентов на цели развития современной материально-технической базы для хранения, транспортировки, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки;
- субсидированию части затрат, связанных с реализацией проектной деятельности сельскохозяйственными потребительскими кооперативами.
Направления проектной деятельности:
развитие сферы мелкотоварного сельскохозяйственного производства:
а) откорм крупного рогатого скота;
б) разведение коров, овец, коз, гусей, цесарок, страусов, кроликов, перепелов, пчел и иных видов сельскохозяйственных животных и птиц;
в) организация прудового и садкового рыбоводства;
г) мелкотоварное производство сельскохозяйственной продукции отрасли растениеводства;
организация сбора, и (или) переработки, и (или) хранения, и (или) сбыта сельскохозяйственной продукции;
- развитию инфраструктуры (рынки, ярмарки), улучшению информационно-консультационного обслуживания и научного обеспечения деятельности кооперативов. Планируется организация более 400 сельскохозяйственных ярмарок на территории Пермского края;
- укреплению и развитию системы подготовки и переподготовки кадров для сельскохозяйственных потребительских кооперативов путем практического изучения мировых достижений в АПК (стажировки за рубежом, курсы повышения квалификации, организация форумов, тренингов, лекционных курсов для руководителей и членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, организаций АПК, фермеров).

6. Мониторинг хода выполнения и достигнутых результатов
выполнения Программы

Данное направление предусматривает проведение независимого мониторинга хода и результатов осуществления Программы на основе анализа государственных статистических и ведомственных отраслевых форм отчетности:
Форма 1-кооператив - "Сведения о деятельности сельскохозяйственного перерабатывающего потребительского кооператива",
Форма 2-кооператив - "Сведения о деятельности снабженческо-сбытовых сельскохозяйственных потребительских кооперативов",
Форма 3-кооператив - "Сведения о деятельности кредитных сельскохозяйственных потребительских кооперативов",
Форма 4-кооператив - "Сведения о деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов (за исключением перерабатывающих, снабженческо-сбытовых и кредитных)",
Форма П-2 "Сведения об инвестиционной деятельности",
Форма П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников",
Форма 6-АПК "Отчет об отраслевых показателях деятельности организаций агропромышленного комплекса",
Форма 10-АПК "Отчет о средствах целевого финансирования",
Форма 1-спрК "Информация о результатах деятельности сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов",
Форма 1-спр "Информация о результатах деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов (без кредитных)".
Формы отчетности, определенные в соответствии с правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие сельскохозяйственных кооперативов.

7. Ресурсное обеспечение Программы

7.1. Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных государственной программой "Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. № 1320-п, по подпрограмме 3 "Поддержка малых форм хозяйствования" в рамках основного мероприятия "Поддержка проектной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей, занимающихся сельскохозяйственным производством, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, потребительских обществ, малых сельскохозяйственных организаций".
7.2. Общая потребность финансового обеспечения Программы на 2015-2017 годы составит 521,9 млн. рублей, в том числе:
- в 2014 году - 165000 тыс. руб.;
- в 2015 году - 175400 тыс. руб.;
- в 2016 году - 181500 тыс. руб.;
за счет бюджета Пермского края:
- в 2014 году - 55000 тыс. руб.;
- в 2015 году - 58000 тыс. руб.;
- в 2016 году - 61500 тыс. руб.;
итого 174900 тыс. руб.;
за счет собственных средств сельскохозяйственных потребительских кооперативов 347400 тыс. руб.

Таблица 6

Общая потребность в финансировании мероприятий Программы
и источники финансирования, млн. руб.

№ п/п
Мероприятие
Источники финансирования
2015 год
2016 год
2017 год
Всего за 2015-2017 годы
1
2
3
4
5
6
7
1
Всего по программе "Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Пермском крае на 2015-2017 годы"
бюджет Пермского края
55,0
58,0
61,5
174,9
внебюджетные средства
110,0
117,0
120,0
347,4
всего
165,0
175,4
181,5
521,9

Таблица 7

Расчет сумм средств краевого бюджета субсидий
на предоставление сельскохозяйственным потребительским
кооперативам грантов на развитие материально-технической
базы (в том числе с использованием лизинга).
2015 год

№ п/п
Параметр
Ед. измерения
Источник
Показатель, расчет
Предоставление сельскохозяйственным потребительским кооперативам грантов на развитие материально-технической базы (в том числе с использованием лизинга)
1
Средняя стоимость реализации одного проекта в сфере развития сельскохозяйственной потребительской кооперации
млн. руб.
данные Минсельхоза Пермского края
14,0
2
Количество проектов в сфере развития в сфере развития сельскохозяйственной потребительской кооперации
ед.
оценка
5
3
Суммарная годовая стоимость реализации одного проекта в сфере развития в сфере развития сельскохозяйственной потребительской кооперации
млн. руб.
= 1 x 2
70,0
4
Размер гранта
%
параметр Программы
50
5
Сумма гранта
млн. руб.
= 3 x 4
35,0
2016 год
1
Средняя стоимость реализации одного проекта в сфере развития сельскохозяйственной потребительской кооперации
млн. руб.
данные Минсельхоза Пермского края
14,0
2
Количество проектов в сфере развития в сфере развития сельскохозяйственной потребительской кооперации
ед.
оценка
7
3
Суммарная годовая стоимость реализации одного проекта в сфере развития в сфере развития сельскохозяйственной потребительской кооперации
млн. руб.
= 1 x 2
98,0
4
Размер гранта
%
параметр Программы
50
5
Сумма гранта
млн. руб.
= 3 x 4
49,0
2017 год
1
Средняя стоимость реализации одного проекта в сфере развития сельскохозяйственной потребительской кооперации
млн. руб.
данные Минсельхоза Пермского края
14,0
2
Количество проектов в сфере развития в сфере развития сельскохозяйственной потребительской кооперации
ед.
оценка
7
3
Суммарная годовая стоимость реализации одного проекта в сфере развития в сфере развития сельскохозяйственной потребительской кооперации
млн. руб.
= 1 x 2
98,0
4
Размер гранта
%
параметр Программы
50
5
Сумма гранта
млн. руб.
= 3 x 4
49,0

8. Система управления Программой

Управление реализацией Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края, являющееся координатором и исполнителем Программы.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края:
обеспечивает согласованные действия участников Программы по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств федерального и краевого бюджетов;
составляет и в установленном порядке представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации бюджетную заявку на ассигнования из федерального бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год;
подготавливает информационные справки и аналитические доклады о ходе реализации Программы.
Участниками Программы являются сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, индивидуальные предприниматели, занятые сельскохозяйственным производством, малые сельскохозяйственные организации, потребительские общества.
Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых исполнителями Программы с участниками отдельных мероприятий, или путем предоставления субсидий участникам Программы в порядке, установленном Правительством Пермского края в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Финансовый контроль использования средств бюджета Пермского края, направленных на реализацию Программы, осуществляется контролирующими органами в соответствии с действующим законодательством.
Механизм реализации целей и задач Программы по соответствующим направлениям Программы детализируется в порядках предоставления субсидий, утверждаемых нормативными правовыми актами Правительства Пермского края на весь период действия Программы.
Оценка рисков реализации Программы.
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
внешние риски:
недостаточный уровень финансирования со стороны бюджетов, кредитных организаций, а малых форм хозяйствования из собственных и заемных средств;
неблагоприятная рыночная конъюнктура товаров и услуг для села;
природно-климатические риски;
внутренние риски:
организационные риски, запаздывание с реализацией мероприятий;
производственные и технологические риски.
Управление рисками в рамках реализации Программы проводится в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, удобрения, фуражное зерно, другие товары и услуги для села, подлежат государственному управлению.
Эффективное управление рисками входит в сферу ответственности исполнителя и участников Программы.


------------------------------------------------------------------